Играя с малышом, взрослый сначала берет его ладошки в свои руки и учит хлопать, затем ребенок это делает уже сам. Таким образом развивается моторика и координация движений. Накапливается словарный запас, когда повторяются одни и те же слова и совершаются определенные действия.
Игра в прятки («Ку-ку!»). Ребенок закрывает ладошками глазки и произносит: «Ку-ку», а взрослый делает вид, что ищет. Такая простая игра очень много значит для малыша. Только к 8-9 месяцам он начинает отделять себя от окружающего мира и от мамы в том числе. Когда он закрывает лицо, то думает, что весь мир и правда исчез. Малыш играет всерьез и ему немного страшно. Но когда он открывает глаза, снова видит маму, слышит ее веселый смех, то у ребенка происходит понимание, что страхи — это временное явление! И, стоит открыть глаза, мама снова рядом и все хорошо.
В этот возрастной период полезно чтение и рассматривание книг с яркими картинками, игра в куклы или машинки, манипуляции с любыми игрушками, где ребенок может озвучивать действия персонажей.
Для трехлетнего ребенка уже характерно активное взаимодействие с окружающими посредством развернутых предложений из трех-четырех и более слов, а также использование знакомых слов в различных грамматических формах. Он может изменять слова и понимать оттенки их значений: например, «сидеть – сидит – сидят», «мама – маму – маме» и тому подобное. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. В этом возрасте речь становится основным средством познания мира и формирования мышления.
На третьем году жизни ребенок испытывает потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Он начинает понимать простые вопросы: «где мишка?», «куда ты его положил?», может и сам задавать взрослым вопросы: «что это?», «зачем?», «куда?», «когда?», цель которых – удовлетворить его интерес к окружающим предметам.
Словарный запас ребенка к концу третьего года увеличивается в три-четыре раза по сравнению с предыдущим периодом. Он знает названия множества предметов, таких как игрушки, посуда, одежда, то есть тех объектов, которые находятся в непосредственной близости от него. На третьем году ребенок начинает активно использовать глаголы и прилагательные, описывающие не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество: «синий», «красный», «большой», «маленький», «хороший», «плохой», «сладкий», «вкусный» и др.
Ребенок начинает понимать и воспроизводить простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» доступны для понимания детей. Однако при пересказе они могут лишь повторять за взрослыми отдельные слова или словосочетания. Многократно прочитанные короткие тексты малыши почти полностью запоминают наизусть, но самостоятельно составить связный пересказ они, как правило, ещё не могут, хотя некоторые к концу третьего года успешно справляются с этим заданием.
Для ребенка на этом этапе становится возможным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится подсказка, например, знакомые звукоподражательные слова: «Му-у, молока кому? Кто это?» или «Ко-ко-ко, не ходите далеко. Это про кого?».
Несмотря на значительный прогресс в развитии речи, дети еще недостаточно четко и правильно произносят многие слова. Их речь часто бывает непонятна окружающим, особенно когда дело касается сложных артикуляций согласных звуков, таких как свистящие («с», «з», «ц»), шипящие («ш», «ж», «щ») или соноры («л», «р»). Поэтому цель занятий с ребенком этого возраста – улучшение артикуляции звуков и увеличение словарного запаса.
4-5 лет4-х - 5-летние дети очень любознательны, задают огромное количество разнообразных вопросов обо всем и стремятся поделиться своими мыслями с окружающими. Они начинают лучше понимать сложные конструкции предложений и использовать более разнообразную лексику. Ролевые (сюжетные) игры становятся важным инструментом для развития речевых умений. Через ролевые игры дошколята учатся вести диалоги, имитировать разные ситуации, практиковать новые слова и выражения в контексте. Организация кукольных или пальчиковых театров, создание собственных историй и сценариев, игры в доктора, продавца или учителя помогают детям накапливать словарь, развивать грамматику и связную речь. А такой навык, как рассказывание о произошедших событиях или вымышленных историях помогает развивать воображение, быть интересным собеседником в детском коллективе и заводить новых друзей.
К 5-ти годам увеличение активного словаря способствует более полному построению высказываний и точному изложению мыслей. Однако этот процесс может привести к частым грамматическим ошибкам, таким как неправильное изменение глаголов ("хочут" вместо "хотят"), несогласованности слов в предложении.
В этом возрасте дети часто проявляют тягу к рифме. Им нравится играть со словами, рифмовать их и сочинять собственные стихи. Это закономерное явление, поскольку такие игры способствуют развитию речевого слуха ребенка. Взрослые должны поддерживать и поощрять эти начинания.
Звукопроизношение детей также значительно улучшается. Они перестают путать согласные звуки, редко пропускают звуки и слоги в словах. Тем не менее, некоторые трудности могут возникать при произнесении определенных слов, содержащих схожие фонемы, таких как "ларёк", "телевизор", "играла". Эти трудности связаны либо с дефектами произношения звуков, либо с нарушением фонематического слуха.
Родители должны знать, что к 5 годам заканчивается формирование всех звуков родного языка. У ребенка должно быть чистое звукопроизношение. Если этого не произошло и ребенок не говорит некоторые звуки (например,шипящие Ш и Ж) или произносит их неправильно, то можно воспользоваться упражнениями, цель которых – помочь выработать правильную артикуляцию нужных звуков: «Заборчик», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка». Такие веселые упражнения очень нравятся детям и дают возможность ребенку понять, как правильно произносить шипящие звуки. Если родители чувствуют, что самим не справиться, можно обратиться за помощью к логопеду. Специалист за короткое время поставит правильное произношение всех звуков речи.
6-7 лет (дошкольники и 1 класс)Дети 6 лет уже имеют достаточно развитую речь, чтобы свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Словарный запас ребенка значительно расширяется до 3000–4000 слов. Новые виды учебных занятий, коллективные игры и трудовые поручения способствуют общению с окружающими, что ведет к обогащению словарного запаса и освоению новых грамматических форм.
Фразы становятся более сложными и включают основные и придаточные предложения. Активно используются слова, отражающие причинные, целевые и следственные связи между явлениями. В отношении ребенка к своей речи появляются новые моменты. Дети руководствуются не только чувством языка, но и пытаются понять основы языковых обобщений. Они стремятся обосновать правильность высказываний и различать грамматические формы. Например, шестилетний ребенок может заметить: «Нельзя говорить: девочка сидел на стуле; это про мальчика или дядю так говорят». Или: «Неправильно говорить: я завтра пошел в лес; пошел относится к прошлому времени, здесь подходит слово пойду».
Родителям важно продолжать стимулировать ребенка на речевые высказывания. Для этого можно попросить его пересказать просмотренный мультфильм, прочитанную книгу или рассказать, что интересного было в детском саду. Помогает в развитии связной речи составление рассказов по картинкам. Выложите перед ребенком вперемешку 6-7 картинок, объединенных одним сюжетом, и попросите подумать, про кого эта история, с чего она началась и чем закончилась. Разложив картинки, ребенок начнет рассказывать историю, которая у него получилась. Если он выложил картинки неправильно (с вашей точки зрения), не спешите его останавливать. Возможно, его логика и креативное мышление помогут построить связный сюжет, хоть и не по вашему сценарию. При правильной организации занятий по развитию речи старшие дошкольники учатся связно выражать свои мысли и начинают анализировать речь, осознавая ее особенности.
Но школьные требования достаточно высоки. Чтобы ребенок при поступлении в1 класс чувствовал себя комфортно, мог успешно освоить учебную программу, желательно подготовить его к школьному обучению заранее.
Приглашаю записаться ко мне на бесплатную консультацию, где будет проведена первичная диагностика уровня готовности ребёнка подготовительной группы (или первоклассника) к школе. В зависимости от её результатов, можно выбрать какую-либо из программ, наиболее актуальную для ребенка:
-«Обучение грамоте» (обучение чтению и письму);
-«Речевое развитие» (развитие грамматического строя языка, устной связной речи);
- «Обучение элементарным математическим представлениям» (счет, решение примеров, элементарных задач, развитие памяти, внимания, мышления).
8-10 лет (школьники)
В школе есть предметы, развивающие письменную и устную речь детей, это – русский язык и литературное чтение. Школьникам приходится читать более сложные тексты, анализировать их содержание, пересказывать. Важной задачей становится развитие креативного мышления и умения аргументировать свою точку зрения.
Составление диалогов между персонажами книг, написание сочинений на заданные темы, выполнение заданий на понимание текста – вот основные упражнения для развития письменной речи младших школьников. А составление коротких рассказов, пересказ прочитанного текста, обсуждение событий дня, ролевые игры, основанные на сюжетах сказок и рассказов, хорошо тренируют навыки устной речи.
Можно предложить ребёнку такое задание. Расскажите ему историю, у которой есть начало и середина. Остановитесь на самом интересном месте (кульминации сюжета) и предложите ребенку самому придумать окончание. Потом побеседуйте с ним, почему концовка именно такая. Можно попросить его поразмышлять, как изменится конец истории, если главный персонаж…(предложите варианты его действий). В более сложном варианте предложите творческие задания: создай собственный рассказ, попробуй написать стихотворение, разработай проект или презентацию на заданную тему.