Общее недоразвитие речи у детей: причины, уровни, преодоление


Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и интеллектом, которое проявляется в затруднениях активной связной речи, восприятии речи на слух, нарушении произношения звуков и отставании в формировании лексико-грамматического строя языка. Диагностируется ОНР не раньше 3-х лет, когда начинают активно развиваться все стороны речи. Своевременная диагностика и коррекция ОНР имеют огромное значение для полноценного развития ребенка и его социальной адаптации.

Важность своевременного выявления и коррекции ОНР у детей
Имея такое нарушение, дети могут испытывать большие трудности в общении со сверстниками и взрослыми, что негативно сказывается на их социальной адаптации и общем развитии.
Если вовремя не устранять ОНР, нарушение может отрицательно влиять на успеваемость детей в начальных классах. Особенно большие затруднения такие дети испытывают в школе при обучении письму и чтению, частично – замедляется усвоение программы по математике. Поэтому очень важно выявить признаки ОНР как можно раньше и начать соответствующую коррекционную работу.

Основные типы нарушения звукопроизношения

При ОНР наблюдаются различные виды нарушений звукопроизношения, включая:
  • Дислалию – неправильное произнесение отдельных звуков.
  • Дизартрию – нарушение артикуляции, вызванное недостаточной подвижностью мышц речевого аппарата. При дизартрии, как правило, страдает произношение нескольких групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных и др.
  • Ринолалию – нарушение звукообразования из-за дефектов носовой полости.
Кроме того, могут быть следующие нарушения звуковой стороны речи:
  • Смешение звуков – ребенок путает близкие по артикуляции звуки, например, «Ш» и «С», «Ж» и «З», «Л» и «Р»...
  • Замена звуков – один звук заменяется другим, например, вместо «Л» произносится «В» или вместо «К» - «Т».
  • Пропуск звуков – отдельные звуки просто отсутствуют в речи ребенка.
  • Нарушение слитности речи – когда ребенок не может правильно соединять звуки в словах, речь становится малопонятной, как «каша во рту». .
        В начальных классах ребенок может сталкиваться с трудностями в понимании учебного материала, что приводит к отставанию от учебной программы. Он также может испытывать эмоциональные проблемы из-за своей неспособности полноценно выразить свои мысли и чувства.
Родители должны понимать важность ранней диагностики и начала коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения, предотвращения негативного влияния ОНР на жизнь ребенка.

Уровни общего недоразвития речи

Общее недоразвитие речи имеет три уровня.
I-й уровень ОНР - самый сложный, при котором глубоко нарушены не только моторика, координация движений, речевые компоненты, но и страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление.
При ОНР – I уровня ребенок практически не использует речь, ограничиваясь отдельными словами или звуками. Словарный запас крайне ограничен, отсутствуют предложения. Грамматика не сформирована. Речь такого ребенка похожа на лепет младенца. Она так и называется – «лепетная речь». Ребенок может использовать отдельные звуки, звукоподражания или слоги вместо слов ("ам" вместо "кушать"), путать родственные слова ("пуля" вместо "пушка") или использовать слова без изменений по числам и родам ("две шапка").
Дети, имея ОНР – I уровня могут использовать такие простейшие слова, как «дада», «дай», «май» и «мяу». Они произносят только корни слов, например, «ку» вместо «кукла», «гу» вместо «игрушка». Могут использовать одно слово для обозначения нескольких предметов, например, «ба» для «банана» и «яблока». Дети не различают предметы и действия и обозначают все одним звукокомплексом,например, «ту-ту» для любого транспорта и для глагола «едет». Слова часто произносятся ими по-разному каждый раз, например, «автобус» может звучать как «абас», «бас» или «карандаши» как «адши», «удас».
Сокращение сложных слов тоже встречается очень часто, например, вместо «собака сидит» дети могут сказать «пака ди», а вместо «гуляли на горке» — «гока ги».
Дети с таким нарушением испытывают трудности в понимании грамматических форм, они не могут отличить единственное число от множественного и мужской род от женского у существительных и прилагательных. Такие дети могут выполнять простые инструкции в знакомой обстановке, ориентируясь на интонацию и выражение лица взрослого, тогда как понимание значений слов и правильное их использование сильно нарушено.

ОНР II уровня характеризуется тем, что дети уже могут говорить короткими предложениями, которые недостаточно структурированы. Словарный запас крайне беден, присутствует много ошибок в грамматике и звукопроизношении. Дети не отделяют часть предмета от целого и могут назвать вагон и поезд одинаково – поездом. Затруднено употребление обобщающих слов (могут назвать яблоко, грушу, сливу словом «яблоко», вместо обобщающего слова «фрукты». Не сформированы навыки пересказа, составления рассказов.
При ОНР-II уровня дети плохо владеют грамматическими нормами родного языка, поэтому речь ихкрайне аграмматична (синий ведро, пять птица, персичный сок, лисовая нора). Обращенную речь такие дети понимают достаточно хорошо, но высказать свои мысли затрудняются.
Обращенную речь такие дети понимают достаточно хорошо, но высказать свои мыслизатрудняются. Когнитивные процессы: внимание, память и мышление развиты недостаточно. Дети могут быть эмоционально заторможены, либо, наоборот, гиперактивными. Они быстрее утомляются и истощаются, теряя интерес к занятию, много отвлекаются, не могут сосредоточиться на длительное время.

При ОНР III уровня речь ребенка становится более понятной, улучшается словарный запас и структура предложений, хотя сохраняются ошибки в звукопроизношении, лексико-грамматическом строе, отстаёт связная речь. Существует мнение ученых и педагогов, исследовавших ОНР, что если не заниматься устранением причин ОНР как можно раньше, на системной основе или ждать, «когда само пройдет», потом ребенок, даже при занятиях со специалистом, никогда не достигнет нормы речевого развития. Драгоценное время было упущено, нужные нейронные связи не возникли и слишком много пустот и пробелов образовалось, которые уже невозможно будет устранить и довести до нормы.

Особенности диагностики и коррекции в дошкольном возрасте

Диагностика ОНР у детей дошкольного возраста включает оценку уровня развития всех сторон речи, включая звукопроизношение, слоговую структуру слов, лексико-грамматический строй, связную речь, навыки звукового анализа, состояние моторики. Кроме того, необходимо оценить состояние когнитивных функций памяти, внимания и мышления.
Коррекционная работа направлена на формирование правильной артикуляции звуков, расширение словарного запаса и обучение связной речи. В обязательном порядке на занятиях вводятся упражнения для развития пространственной ориентировкии зрительных координаций.
Родители играют ключевую роль в преодолении ОНР у детей. Они могут создавать благоприятную обстановку, поддержать ребенка, помогая выполнять задания и упражнения логопеда, хвалить его за любые, даже незначительные успехи. Работа логопеда – это только половина успеха. Работа родителей по закреплению полученных ребенком навыков на занятии -вторая половинка успеха! Необходимо понимать, что преодоление ОНР – длительный процесс и нужно набраться терпения, усердия и ответственности как ребенку, так и его родителям.

Современные методы коррекции ОНР включают разнообразные подходы и техники:

1. Артикуляционная гимнастика – упражнения для развития мышц рта и языка.
2. Пальчиковая гимнастика – специальные упражнения для мелкой моторики рук, которая тесно связана с развитием речи.
3. Музыкальные занятия – пение, игра на музыкальных инструментах помогают улучшить фонетическую сторону речи.
4. Сказкатерапия – хорошо развивает связную речь, её интонационную выразительность.
5. Развивающие игры – использование игр и игровых упражнений для закрепления правильного звукопроизношения, грамматики, фонематического слуха и других компонентов речи, развития коммуникативных навыков, когнитивных функций позволяет весело и интересно для ребенка
 добиваться нужных результатов.

Рекомендации для родителей:

Работа над устранением симптомов общего недоразвития речи (ОНР) у детей требует комплексного подхода и активного участия родителей. Вот несколько рекомендаций для родителей:

1. Занимайтесь регулярно, даже если ребенок устал или плохо себя чувствует. Длительность занятия должна быть комфортной для него– обычно около 10-15 минут. Регулярно исправляйте, если ребенок произнес что-то неправильно, дайте правильный образец и попросите его повторить.

2. В точности выполняйте все рекомендации логопеда. Занимаясь «самодеятельностью», можно очень сильно навредить ребенку и еще больше закрепить дефект.

3. Повторяйте упражнения на звуки: повторять заданный речевой материал рекомендуется 3-4 раза подряд. Тогда правильные звуки быстро закрепятся в речи.

4. Поддерживайте ребенка, особенно когда он сталкивается с трудностями. Будьте терпеливы, хвалите его за успехи и подбадривайте при неудачах.

5. Обращайтесь за консультацией к специалистам: чтобы получить профессиональную помощь и рекомендации, обратитесь к логопеду или другому специалисту по развитию речи,

6. Читайте ребенку книги каждый день. Это способствует развитию слуха и улучшению понимания речи.

7. Говорите с ребенком на простом языке, используя короткие предложения и понятные слова. Слушайте его внимательно и отвечайте на вопросы.

8. Используйте игры и предметы для стимулирования речи. Например, играйте в ролевые игры, где ребенок может воспроизводить звуки животных или имитировать действия.

9. Поощряйте ребенка говорить как можно больше, даже если его речь еще не идеальна. Пусть он пытается выразить свои мысли словами, а не жестами.

10. Следите за прогрессом ребенка и записывайте его достижения. Это позволит вам корректировать план занятий и лучше понимать потребности вашего ребенка.