Процесс формирования звукопроизношения у детей имеет свои особенности. Сначала дети учатся произносить звуки, которые легко артикулируются и имеют яркую интонационную окраску. Это, как правило, гласные и губные согласные («а», «о», «у», «м»). Затем они переходят к произнесению шипящих и свистящих звуков («ш», «щ», «ж», «ч»), которые требуют более тонкой работы речевых органов. Последними усваиваются сложные звуки – «р», «л», «й».
Причины возникновения нарушений произношения звуков могут быть разными. Одной из основных причин является наследственность. Если у родителей есть проблемы нарушенных звуков, то высока вероятность того, что эти же трудности будут наблюдаться и у ребенка. Также причиной может стать влияние среды – неправильное произношение окружающих людей, использование ими сложных для понимания ребенком выражений. Кроме того, к нарушению звукопроизношения может привести физиологические особенности строения органов речи, различные заболевания и травмы.
Выделяют следующие виды нарушения звукопроизношения:
- дислалия,
- ринолалия,
- дизартрия,
- заикание.
При
дислалии нарушено или отсутствует произношение отдельных звуков.
Ринолалия возникает при аномалии носовой полости и приводит к «гнусавости» голоса.
Дизартрия связана с нарушением мышечного тонуса речевой мускулатуры и вызывает трудности в произношении различных звуков. Часто дизартрией страдают дети с ОНР II-III уровня.
Заикание проявляется в виде повторения или растягивания звуков и слогов, сопровождается частыми паузами и напряженностью речи.
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей включает несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и задачи. Важно понимать эти этапы логопедического воздействия, чтобы правильно взаимодействовать с ребенком и способствовать его успешному развитию речи.
Этап 1: Оценка нарушенийПервым шагом является оценка нарушений звукопроизношения. Логопед проводит диагностику, чтобы определить, какие звуки ребенок произносит неправильно и насколько сильно нарушено их произношение. Это помогает понять, какие именно проблемы есть у ребенка и какой подход к коррекции будет наиболее эффективным.